Авторизация
Регистрация
минимальная длинна пароля 6 символов
e-mail адрес уже используется или не существует
слишком короткий пароль
выберите отрасль
не верно введены символы с картинки
пользователь с такими учетными данными не существует
Если вы забыли пароль, воспользуйтесь формой восстановления.

Франчайзинг на АЗС: скорее жив, чем мертв

Елена Павлова, генеральный директор компании ФРАНЧ - 14 сентября, 14:46
Скачать в PDF Отправить ссылку
Главные новости

24 тысячи франчайзинговых точек работает по всей Украине. Такие цифры в середине лета озвучили в Ассоциации франчайзинга Украины. Причем франчайзинг присутствует везде: в торговле, общепите, услугах для бизнеса и населения.

О насыщении рынка речь не идет: он заполнен лишь на треть. Например, в США 9 из 10 бизнесов открыты по франшизе. Причем развитие бизнеса по франчайзингу востребовано как на традиционных, сформировавшихся рынках, так и в зарождающихся сегментах.

Главное, чтобы модель подлежала тиражированию, то есть, чтобы бизнес-процессы и стандарты работы можно было перенести в другую точку без ущерба. Главная фишка франчайзинга в том, что сеть можно построить в сжатые сроки с минимумом собственных вложений. И то, что это возможно уже неоднократно доказали не только всемирно известные сети, но и украинские предприниматели.

Например, украинская сеть школ ментальной арифметики Smartum (за рубежом развивается под брендом AMAKids) была основана в 2015 году. И всего лишь за три года  разрослась до 758 центров и присутствует в 14 странах мира.

В последние три-четыре года активно развивались и отечественные сети общепита. Среди лидеров можно выделить такие проекты, как: «Крила», FreshLine, Франс.уа, Lviv Croissants, Aroma Kava, «Перша пекарня твого міста» и др.

Что же мешает прижиться франчайзингу на украинском топливном рынке?

Во-первых, операторы рынка до сих пор помнят негативный опыт работы по джобберской схеме компании «ТНК-ВР». А так как джоббинг часто трактуют как одну из форм франчайзинга, то и остался неприятный осадок от этих иностранных слов.

Во-вторых, в Украине на законодательном уровне не урегулировано понятие договора франчайзинга. Вместе с тем существует понятие договора коммерческой концессии. Оно раскрыто в Гражданском и Хозяйственном кодексах. Однако у сторон сделки остаются возможности найти правовые лазейки, чтобы нарушить какой-то из пунктов договора.

В-третьих, открытию АЗС по франчайзингу мешает устоявшийся стереотип, что это дорого. Но вспомним классический франчайзинговый пример — McDonald’s. Чтобы открыть заведение под этой ТМ, нужно располагать инвестициями в полмиллиона долларов. И, несмотря на такую цифру, желающие есть. И нам как франчайзинговым консультантам постоянно задают один и тот же вопрос: «Почему McDonald’s не развивается в Украине по франшизе?» И никто не спрашивает, почему же так дорого.

Если с третьим пунктом все понятно (дороговизна — это относительное понятие и есть инвесторы с различным размером кошелька), то что делать с первыми двумя. Естественно, избавиться от негативного осадка. Это хорошо, что кейс с факапами уже есть. Ведь его можно изучить, и таким образом избежать ошибок.

Несмотря на недостатки правового регулирования, франчайзинг постепенно приобретает все большую популярность на территории Украины. Поэтому если в начале нулевых договоры коммерческой концессии умещались на 5–10 страничках, то теперь это целый пакет документов толщиной в 5–10 сантиметров.

Но самое главное, что на украинском топливном рынке появляются новые игроки, понимающие потенциал развития сетей по франчайзингу. В 2015 году мы создали франшизу сети автоматизированных АЗС — NGN. А этой зимой о выходе на украинский рынок заявила польская компания Unimot. В ближайшие три года она планирует построить на нашем рынке сеть из 100 фанчайзинговых заправок под ТМ Avia.

Более того, инициатива исходит не только сверху, то есть от франчайзеров, но и снизу — от потенциальных покупателей франшиз. Дело в том, что в небольшом населенном пункте, находящемся на стратегической автомагистрали, заправка может стать в прямом смысле слова семейным бизнесом. И ведь кто, как не местные, знают и потребителя, и председателя совета.

И наконец. По франчайзингу успешно развиваются те компании, которые помогают АЗС наращивать нетопливные сервисы. Заправки уже стали для водителей своеобразным маркетплейсом, где они могут купить не только топливо. Например, о переговорах с заправщиками заявила всеукраинская франчайзинговая сеть сендвич-баров FreshLine. Франчайзинг — это партнерство,  позволяющее выиграть в конкурентной борьбе.  

Авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарий
e-mail адрес уже используется или не существует
слишком короткий пароль
выберите отрасль
не верно введены символы с картинки
пользователь с такими учетными данными не существует
 
EnKorr, 2008-2018. При перепечатке материалов сайта гиперссылка на enkorr.com.ua обязательна. Все материалы, размещенные на enkorr.com.ua со ссылкой на ИА “Интерфакс-Украина”, не подлежат дальнейшему распространению, кроме как с письменного разрешения ИА.