У початок

Еще один сгоревший «танкист»


Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95»

Всегда больно смотреть, как люди сами себя сжигают. А точнее, как позволяют бросать себя в топку, сгорая вместе с самым дорогим – своей репутацией, которую выстраивали долгие годы. Для меня очередным таким наблюдением стал Олег Гез, член правления «Укрнафты», а ранее многолетний менеджер в компаниях группы ТНК-ВР в Украине. Свой нынешний пост он получил благодаря усилиям своего бывшего шефа в ТНК, а теперь вице-президента «Укрнафты» по коммерции Феликса Лунева.

Геза все чаще выставляют спикером компании на публичных мероприятиях, тогда как дирижеры предпочитают оставаться за кулисами. Говорить от «Укрнафты», которая вся пронизана схематозом «Привата» – дело исключительно неблагодарное. Глава компании Марк Роллинс в последнее время все чаще теряет самообладание, поскольку называть черное белым становится все сложнее. В отличие от молодого специалиста, мотивацию британца с миллионным ценником понять еще как-то можно, скорее всего, это его последнее место работы в карьере. Разве что Игорь Коломойский найдет ему местечко в какой-нибудь из своих компаний, как сегодня пристраивает Михаила Бакуненко.

Я написал много статей о том, как выводятся деньги из «Укрнафты». Это достаточно примитивно, хотя порой и весьма изобретательно. Например, на своих аукционах сжиженный газ «Укрнафта» продает структурам «Привата» с дисконтом 15-20%. Оставшиеся крохи – по рыночным ценам. Все просто: участникам торгов перед началом аукциона объясняют, какие лоты заберет тот, кому надо, а какие будут отданы на растерзание толпы. Проблему мог бы решить электронный аукцион, где участники и организаторы не видят друг друга. Но «прогрессивный» менеджмент «Укрнафты» во главе с Роллинсом и Луневым наотрез отказываются использовать этот механизм. Тогда как «Укргаздобыча» буквально считала дни до подписания соответствующего постановления. Правда, эта госкомпания и раньше продавала газ намного дороже, чем «Укрнафта».

Что же говорит по этому поводу Гез, которого на конференции спросили о таком ценовом отставании? Ответ поистине блестящий, оцените: «Мы пока с электронными аукционами не работаем, мы работаем с теми аукционами, которые есть». Однако гражданин государства, которому принадлежит половина акций в крупнейшей нефтедобывающей компании страны, большой проблемы в неэффективных продажах сжиженного газа не видит. Он говорит, что разница в цене на сжиженный газ в 15-20% – «это нормальная ситуация». На рынке постоянно идет грызня за 50-100 грн на тонне, а для г-на Геза более 1500 грн уже не деньги? Интересно, если бы г-н Гез и Лунев продавали топливо в ТНК на 15-20% ниже рынка, что бы с ними сделали акционеры? Или, например, если Олегу понизить зарплату на 15-20%, он тоже сочтет это нормальной ситуацией? Г-н Роллинс, возьмите на заметку. В случае с сжиженным газом эта «нормальная ситуация» за три года измеряется суммой потерь «Укрнафты» в размере более 200 млн грн.

Не менее искрометным получилось обсуждение продаж нефти. Напомню, что вся система аукционных продаж нефти построена так, чтобы ресурс шел одному покупателю – группе «Приват». Для этого в 2010-2011 годах «Укрнафта» даже пустила на металлолом наливные ж/д и автоэстакады на месторождениях. После этого продажа осуществляется только по нефтепроводу, который ведет на приватовскую «Укртатнафту». И теперь «Приват» выкручивает руки «Укрнафте», срывая аукционы и заставляя подконтрольный менеджмент требовать у правительства пересмотреть механизм формирования цены на украинскую нефть. «Нам необходимо обеспечить возможность для экспорта нефти, тогда мы разрушим монополию «Привата», – не устает повторять Роллинс. Этот же тезис содержится и в презентации, которую 28 февраля сделал Гез на одной из отраслевых конференций. Казалось бы, нет ничего проще: нужно просто вернуть назад те элементы, которые были до монополии. Нужно обеспечить свободный доступ к нефти, т.е. дать возможность покупателям забирать нефть по ж/д с месторождений!

«Инвестиции в эстакады на данном этапе не являются приоритетом для «Укрнафты», – говорит Гез, мол, они долго окупаются. Но без этого вы не уйдете от монополии «Привата», которую так хотите разрушить! Как «омрияному» экспортеру забрать нефть у «Привата» в Кременчуге? Какие будут сроки, тарифы, качество отгруженной нефти? Ранее на пресс-конференции Роллинс говорил, что компания готова потерять в цене нефти ради стабильности продаж. Во-первых, никакой стабильности не будет, так как «Приват» просто ловит цену и никакие изменения не заставят его выкупать нефть на падении. Во-вторых, эта мнимая стабильность будет стоить более $30 млн в год, если перейти на экспортный паритет. Почем сейчас эстакады? Миллион, два? Нужна всего одна где-нибудь в Ахтырке.

Ситуацию, в которой оказался топ-менеджер «Укрнафты» на конференции, осложнялась тем, что рядом сидел живой покупатель украинской нефти – коллега по коммерческому блоку в «Укргаздобыче» Сергей Федоренко. И он, пользуясь случаем, подтвердил интерес к данным ресурсам. Это было весьма некстати потому, что Роллинс продолжает уверять: покупатель украинской нефти только один. Но Гез не растерялся и пообещал изучить вопрос поставок… западно-украинской нефти, которая «все равно на колесах». Вот только нефть эта высокопарафинистая и вряд ли подойдет для весьма требовательной к качеству сырья Шебелинки. При этом Федоренко ранее четко сказал, что «Укргаздобычу» интересует восточно-украинская нефть. Согласитесь, менеджеры «Укрнафты» свой хлеб едят не зря! Им все божья роса...

Ну и такая себе вишенка от Геза – ненавязчивое предложение ввести «небольшие» пошлины на импорт нефтепродуктов. Надо понимать, это призвано увеличить доход «Укрнафты» на переработке нефти и розничной реализации нефтепродуктов. Хорошая логика: у нас все плохо, поэтому государство должно нам помочь. И не только государство: введение пошлин на импорт заставит раскошелится каждого автомобилиста. Т.е. все мы должны будем заплатить за фокусы нынешнего менеджмента «Укрнафты», который усиленно трудится над выводом средств на структуры «Привата», наращивая налоговый долг перед государством? Прекрасная тема, не правда ли? При этом Роллинс на днях так и заявил: во всех проблемах «Укрнафты» виновато государство. Но разве государство спилило ж/д-эстакады и тем самым загнало всю нефть в ловушку? Держава продает сжиженный и природный газ на 15-50% ниже рынка тем же «приватовским» структурам? Государство вывело в 2015 году под 15 млрд грн на десятки «лавочек» со счетами в «Приватбанке»?

Фото слайда  презентации О.Геза

На рынке всем понятно, что и зачем делают в «Укрнафте» и Роллинс, и Карташов, и Лунев. Пока государству и его представителям в «Укрнафте» не до этого (президент Порошенко вообще считает, что в «Укрнафте» уже нет Коломойского). Но ведь время отвечать все равно придет. На этот случай у Роллинса и Лунева точно есть неукраинское гражданство. Не знаю, может оно есть и у Геза…

А вообще удивляет, когда грамотные спецы, аналитики, прошедшие школу ТНК, не могут элементарно оценить риски, распознать западню и сказать «нет». НАК «Нафтогаз Украины», «Ромпетрол Украина», ВЕТЭК – где уже только не «горели» и не «палились» «танкисты». А здесь, в «Укрнафте», случай и вовсе особый: речь об участии в открытом ограблении своей страны.

 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти