У початок

Эксперты: Техрегламент о требованиях к топливам нельзя принимать в предложенной редакции

Минэнергоугля Украины подготовило проект Технического регламента о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам. Ознакомившись с проектом, эксперты НТЦ «Психея» пришли к выводу, что его принятие в предложенной редакции сделает невозможным нормальный оборот нефтепродуктов, а также эффективный контроль их качества со стороны государства на протяжении ближайших 10 лет.

В связи с этим «Психея» обратилась к премьер-министру Украины Николаю Азарову с открытым письмом с призывом продлить срок разработки Технического регламента до 1 ноября 2012 г. и обеспечить всем заинтересованным сторонам возможность предоставления предложений к нему для усовершенствования документа.

Редакция OilNews, отмечая важность для рынка нефтепродуктов, принятие таких основополагающих документов, как Техрегламент, в полном объеме публикует позицию НТЦ «Психея» по проекту документа. OilNews поддерживает шаги экспертного сообщества, направленные на установление прозрачных и понятных правил работы на топливном рынке. Кроме этого, издание считает жизненно важным пресекать любые непродуманные шаги органов власти, которые могут нарушить баланс развития рынка.
 
Премьер-министру Украины
Н. Я. Азарову
О проекте Технического регламента
о требованиях к автомобильным бензинам,
дизельному, судовым и котельным топливам
Уважаемый Николай Янович!
В соответствии с пунктом 155.3 Национального плана действий на 2012 год по реализации Программы экономических реформ на 2010-2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденного Указом президента Украины от 12 марта 2012 г. №187/2012, Министерство экономического развития и торговли, Министерство энергетики и угольной промышленности Украины и Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей обязывались разработать Технический регламент о требованиях к автомобильным бензинам, дизельным и судовым топливам, топочному мазуту. В принятом во исполнение этого поручения приказе Министерства энергетики и угольной промышленности Украины от 28 апреля 2012 г. №278 целями указанного нормативно-правового акта были определены:
– установление единых обязательных для применения и исполнения требований к безопасности автомобильных бензинов, дизельного, судовых и котельных топлив, защиты жизни и здоровья человека, имущества; предотвращение действий, которые могут ввести в заблуждение пользователей относительно их назначения и безопасности;
– выполнение требований директив ЕС, установление правил подтверждения соответствия;
– устранение несогласованности между нормативными документами Украины и других стран в отношении требований к нефтепродуктам, уменьшение технических барьеров в торговле и обеспечение свободного перемещения автомобильных бензинов, дизельного, судовых и котельных топлив, находящихся в обращении на территории стран потребителей и производителей таких продуктов.
Однако подготовленный Министерством энергетики и угольной промышленности Украины, согласованный рядом центральных органов исполнительной власти и направленный в Министерство юстиции Украины проект Технического регламента о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам (далее – Проект):
– не направлен на достижение задекларированных целей;
– не соответствует Программе экономических реформ на 2010-2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», в частности третьей задаче III этапа реформы нефтегазовой промышленности;
– противоречит статье 13 Закона Украины от 1 декабря 2005 г. №3164-IV «О стандартах, технических регламентах и ​​процедурах оценки соответствия»;
– подготовлен с нарушением установленной процедуры, в частности статье 6 Закона Украины от 11 сентября 2003 г. №1160-IV «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности»;
– является содержательно и редакционно несовершенным.
Утверждение Проекта в его нынешней редакции:
– не позволит осуществлять защиту жизни и здоровья человека, животных, растений, национальной безопасности, охрану окружающей среды и природных ресурсов, предотвращать недобросовестную практику;
– сделает невозможным нормальный оборот нефтепродуктов и эффективный государственный контроль их качества;
– перенесет конечный срок перехода на стандарты Евро-4 и выше;
– ограничит торговлю намного больше, чем того требует государственная политика в сфере разработки и применения технических регламентов;
– будет способствовать массовому появлению на рынке товаров, вводящих в заблуждение потребителей относительно их назначения, безопасности и энергетической эффективности.
Эти выводы основаны, в частности, на следующем:
1. Пункт 1 Проекта определяет, что «Технический регламент устанавливает требования к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам (далее – топлива), производимым, вводимым в обращение и реализуемым на территории Украины». Это противоречит статье 13 Закона Украины от 01 декабря 2005 г. №3164-IV «О стандартах, технических регламентах и ​​процедурах оценки соответствия», согласно которой «целью разработки и применения технических регламентов является защита жизни и здоровья человека, животных, растений, национальной безопасности, охраны окружающей среды и природных ресурсов, предотвращение недобросовестной практики». При этом упомянутые в абзаце 1 пункта 1 Проекта «производство», «введение в оборот» и «реализация» не охватывают все стадии жизненного цикла, которые проходит топливо.
2. В абзаце 5 пункта 2 Проекта сказано, что требования технического регламента не распространяются на «альтернативные жидкие автомобильные топлива (с содержанием биокомпонентов более 30%)», хотя определение таких продуктов и толкование термина «биокомпонент» в тексте Проекта отсутствуют. Сохранение такой редакции абзаца 5 пункта 2 Проекта:
– лишит государство возможности установить для указанного вида топлива обязательные для применения и исполнения требования;
– не позволит определить, наносит ли такое топливо вред жизни и здоровью человека, животных, растений, национальной безопасности, охране окружающей среды и природных ресурсов;
– будет способствовать массовому появлению на рынке товаров, вводящих в заблуждение потребителей относительно их назначения, безопасности и энергетической эффективности, поскольку указанный вид топлива по своим органолептическим показателям ничем не отличается от традиционного, что позволяет реализовывать его под видом бензина автомобильного.
Для справки. В настоящее время в Украине через автозаправочные станции реализуется под видом бензина автомобильного, по меньшей мере, девять марок «альтернативных видов жидкого топлива», содержащих более 30% биоэтанола или этанолсодержащих компонентов. По своему составу (менее 70% нефтепродуктов по массе) такие продукты соответствуют коду УКТ ВЭД 3824 90 99 00, то есть не являются подакцизными товарами. В результате замещения указанными продуктами бензина автомобильного, который облагается акцизным налогом с базовой ставкой €198/т, государственный бюджет теряет ежегодно не менее 0,2 млрд грн. При этом установить характеристики «альтернативных видов жидкого топлива» (а значит, установить, соблюдаются ли права потребителей) невозможно, поскольку их ходовые испытания не проводились, национальные стандарты на них не разработаны, а технические условия, по которым их выпускают, являются собственностью производителя.
3. Предложенное в разделе II Проекта толкование термина «автомобильный бензин» как нефтяного топлива выводит из-под государственного контроля бензины моторные, полученные путем переработки газового конденсата, коксохимического и другого не нефтяного сырья. Как следствие, в отношении продукции 88 зарегистрированных в Украине перерабатывающих предприятий малой мощности и газоперерабатывающих предприятий ДК «Укргаздобыча» НАК «Нафтогаз Украины» не будут установлены обязательные для применения и исполнения требования.
Для справки: В настоящее время в Украине ежемесячно реализуется 250-300 тыс. т компонентов бензина (без учета метилового эфира и биоэтанола). До миллиона тонн потребляемых в стране нефтепродуктов получены из газового конденсата, коксохимического сырья, стабильного газового бензина, которые могут быть переработаны в качественное топливо только на высокотехнологичных предприятиях. В результате увода такой продукции из-под налогообложения государственный бюджет теряет ежегодно не менее 1,1 млрд грн.
4. Проект предлагает отнести к категории «автомобильный бензин» смесевые топлива, содержащие от 5 до 30% биологических компонентов. Между тем, такие смеси по своим свойствам существенно отличаются от жидкого нефтяного топлива и требуют переоборудования двигателей транспортных средств. Об этом, в частности, сказано в пункте 4 предложений президента Украины к Закону Украины «О развитии производства и потребления биологических топлив», принятому Верховной Радой Украины 24 мая 2012 г., в отношении которого Главой государства было использовано право вето. По мнению президента Украины, «…існує технічне обмеження на застосування альтернативних видів палив моторних на звичайних (непереобладнаних) двигунах. Так, за Законом України «Про альтернативні види палива» до технічних засобів, що працюють на альтернативних видах палива, належать засоби, призначені або переобладнані для роботи принаймні на одному з видів альтернативного палива або на суміші традиційного палива з альтернативним, в яких вміст біоетанолу відповідає вимогам нормативних документів, що здатні працювати на такому паливі без погіршення безпечності, надійності та відповідності їх екологічних показників вимогам нормативних документів (стаття 7)».
5. Сроки введения в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива экологических классов Евро-3, Евро-4 и Евро-5, установленные в разделе VI Проекта, противоречат Программе экономических реформ на 2010-2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», в частности третьей задаче III этапа реформы нефтегазовой промышленности, в соответствии с которой внедрение стандартов качества ЕС для нефтепродуктов должно быть завершено до конца 2014 г. (с. 68). В случае утверждения предложенного порядка, уже с 2015 г. требования к безопасности автомобильного бензина и дизельного топлива в Украине окажутся самыми низкими среди стран-членов Европейского Союза и Содружества независимых государств, что увеличит долю низкокачественных нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Для справки: Техническим регламентом о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. №118, техническим регламентом ТР 2008/011/BY «Автомобильный бензин и дизельное топливо. Безопасность», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. №1855, а также вступающим в силу с 31 декабря 2012 г. техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» допускаются обращение:
– автомобильный бензин экологического класса Евро-3 (К3) до 31 декабря 2014 г., Евро-4 (К4) – до 31 декабря 2015 г.;
– дизельное топливо экологического класса Евро-3 (К3) – до 1 января 2015 г., Евро-4 (К4) – до 31 декабря 2015 г. (в Российской Федерации); экологического класса Евро-4 (К4) – до 31 декабря 2014 г. (в Республике Беларусь).
6. Приведенные в приложениях 2–5 Проекта требования к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам дублируют технические требования, определенные действующими в Украине национальными стандартами. При этом не установлены дополнительные требования, направленные на защиту жизни и здоровья человека, животных, растений, национальной безопасности, охрану окружающей среды и природных ресурсов, предотвращение недобросовестной практики, как это требует ст. 13 Закона Украины от 1 декабря 2005 г. №3164-IV «О стандартах, технических регламентах и ​​процедурах оценки соответствия». В частности, отсутствуют требования:
– для автомобильных бензинов (приложение 2 Проекта) – к предельному содержанию железа, марганца, монометиланилина, моноэтиланилинов, метанола;
– для дизельного топлива (приложение 3 Проекта) – к температуре вспышки в закрытом тигле для разных классов дизельного топлива;
– для котельных топлив (приложение 5 Проекта) – к предельному содержанию серы.
Вместо этого в приложениях 2-5 Проекта изложены требования, не касающиеся целей принятия технического регламента, в частности:
– для автомобильных бензинов (приложение 2 Проекта) – детонационная стойкость;
– для судовых топлив (приложение 4 Проекта) – плотность, вязкость, температура застывания, цетановый индекс, зольность;
– для котельных топлив (приложение 5 Проекта) – плотность, вязкость, температура застывания, зольность, температура сгорания, массовая доля воды.
7. Проект разработан с нарушением установленной процедуры и действующего законодательства. В частности, не были выполнены требования:
– статьи 21 Закона Украины от 01 декабря 2005 г. №3164-IV «О стандартах, технических регламентах и ​​процедурах оценки соответствия» в части обнародования Проекта в официальном издании или в средствах массовой информации и предоставления возможности всем заинтересованным сторонам принять участие в его доработке;
– статей 4 и 6 Закона Украины от 11 сентября 2003 г. №1160-IV «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» в отношении участия физических и юридических лиц, их объединений в обсуждении вопросов, связанных с регуляторной деятельностью, и обязательного рассмотрения регуляторными органами предоставленных в установленном порядке инициатив, замечаний и предложений;
– Порядка проведения консультаций с общественностью по вопросам формирования и реализации государственной политики, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины от 15 октября 2004 г. №1378.
Для справки: В частности, разработчиками не были учтены замечания ООО «ТНК-ВР Коммерс», ООО «Альянс Холдинг», ОАО «Концерн Галнафтогаз» об объективной невозможности выполнения субъектами хозяйствования ряда требований разд. ІІІ Проекта в отношении обращения топлива на рынке.
Принятие Проекта без учета мнения участников рынка и независимых экспертов сделает невозможным нормальный оборот нефтепродуктов и эффективный контроль их качества, а также ограничит торговлю намного больше, чем того требует государственная политика в сфере разработки и применения технических регламентов.
В связи с изложенным выше предлагаем:
– обратиться к президенту Украины с просьбой о продлении до 1 ноября 2012 г. срока выполнения пункта 155.3 Национального плана действий на 2012 год по реализации Программы экономических реформ на 2010-2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденного Указом президента Украины от 12 марта 2012 г. №187/2012;
– обеспечить всем заинтересованным сторонам возможность предоставления предложений к проекту Технического регламента о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам, а также получения аргументированных ответов на них, как это предусмотрено статьей 6 Закона Украины от 11 сентября 2003 г. №1160-IV «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности»;
– вынести на утверждение Кабинетом министров Украины проект постановления Кабинета министров Украины «Об утверждении Технического регламента о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам» только после соблюдения всех процедур, установленных в разделе ІІІ Закона Украины от 01 декабря 2005 г. №3164-IV «О стандартах, технических регламентах и ​​процедурах оценки соответствия».
Просим сообщить о принятом Вами решении.
С уважением,
директор НТЦ «Психея», кандидат технических наук, старший научный сотрудник Сергей Сапегин
доцент НАГУ при президенте Украины, госслужащий VI ранга, кандидат технических наук, доцент Геннадий Рябцев
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти