У початок

Чтобы было…

На прошлой неделе президент Украины отметил 100 дней своего правления, щедро поделившись результатами, а еще больше – планами. Многое из последних заключено в «Программу экономических реформ на 2010–2014 гг.». Есть в ней раздел и о будущем нефтегазовой промышленности, а в нем, в свою очередь, и видение проблем рынка нефтепродуктов и нефтеперерабатывающей отрасли (полностью текст Программы можно посмотреть тут. Раздел, посвященный нефтегазовой промышленности, начинается на с. 79).

В еженедельнике «Зеркало недели» свои мысли по профильным разделам Программы высказали немало известных экспертов. Если суммировать их мнение, то получается, что вырисовываются некоторые разделы, которые были для разработчиков приоритетными, и такие, которые попали в Программу в качестве «мебели». Но нам еще повезло (а может, и наоборот), поскольку такие отрасли, как химическая и металлургическая, вообще не удостоились упоминания в весьма объемном документе. Правда, имеющийся «нефтегазовый» раздел не сильно меняет ситуацию. Анализируя данный документ, приходится констатировать, что в части нефтепереработки и рынка нефтепродуктов документ сложно назвать программой. Авторы акцентируют проблему только на двух моментах — необходимости модернизации нефтеперерабатывающих заводов и повышения качества нефтепродуктов и системы контроля этого качества. Мягко говоря, это далеко не все проблемы в данной отрасли, а грубо говоря, наверное, и далеко не самые главные. Точечные касания этой темы в документе показывают, что она сшита из лоскутов прежних программ, разработанных в разные периоды последних лет. Ответственные за подготовку таких программных продуктов чиновники, так называемые носители институциональной памяти, часто прибегают к таким приемам. (Подобные «документы» более известны как отписки.)
В данном случае речь о таком подходе сигнализирует пункт, в котором описываются методы повышения качества нефтепродуктов на рынке. По версии авторов, этому будет способствовать разработка графика перехода к стандартам качества ЕС. Дело в том, что такой график имеется и давным-давно действует. Скажу больше, последние правки в этот график — внедрение с 1 января 2011 г. стандарта на нефтепродукты улучшенного качества, во многом отвечающие требованиям Евро-4, – были подписаны в 2007 г. Юрием Бойко, нынешним министром топлива и энергетики...
Нельзя отрицать, что модернизация переработки весьма важна для Украины, но от формальной разработки стандартов и графика их внедрения ржавчина на наших НПЗ не отпадет. Опыт России, в частности, показывает: помимо графика необходима госпомощь по части создания привлекательных инвестиционных условий. Это и всяческие отсрочки по выплате налогов, и ликвидация пошлин на ввоз импортного оборудования для нефтепереработки (другого, как правило, просто нет), и премирование производителей топлива повышенного качества (или наказание заводов, выпускающих нефтепродукты по древним стандартам). Кстати, партией власти с подачи того же Бойко в 2007 г. в первом чтении проголосован соответствующий законопроект. Снова вопросы: что мешало самой большой фракции Верховной Рады «дожать» этот проект и почему о нем нет упоминания в программе? Это опять же свидетельствует о формальном подходе к подготовке документа, лишенного глубокой проработки, по крайней мере, в «нефтяной» части.
Из важных аспектов, которые должны были найти отражение в программе, необходимо выделить вопросы благоприятной тарифной политики на трубопроводном и железнодорожном транспорте, тарифов на обслуживание нефтегрузов в портах, хотя бы декларации о реанимации нефтепродуктопроводной системы. Ведь какой смысл делать качественное топливо, если всю маржу и качество заберет на себя ржавый и дорогой транспорт с затратной логистикой в портах?
О проблеме качества топлива. Без громких фраз, для начала следовало раз эдак в 10 увеличить штрафы за торговлю «бодягой», вплоть до уголовной ответственности. Думаю, качество топлива на заправках улучшилось бы моментально. Далее: правительство увеличивает налоги на бензин, за последующие два года они вырастут вдвое (с €60 до €132/т). Может, защитим потребителя и «отщипнем» от этих налогов часть, целевым образом направив ее на контроль качества топлива, дорожающего из-за увеличения налоговой нагрузки?
Аналогичный подход необходим и для профилактики ситуации с другим явлением по имени монополизм, о котором в документе снова-таки ни слова. На розничном рынке нефтепродуктов за последние два года оформился самый обычный монополист с долей рынка более 30%, в ряде регионов — более 50%. О нем антимонополисты не говорят ни слова, зато рапортуют о наказании за картельные сговоры в селах типа Нижние Челюсти. В целом эффективность борцов за честную конкуренцию низка, высоки лишь показатели открываемых дел, а вот с их результативным доведением до конца... В АМКУ накоплен огромный опыт в выявлении нарушений, требуется усовершенствование законодательной базы и иммунитет к соблазнам эти дела сводить к нулю.
Учитывая очевидный формальный характер программы экономических реформ в части рынка нефтепродуктов и нефтеперерабатывающей отрасли, вряд ли необходимо всерьез ее анализировать, рассуждать о недостатках. Лучше судить по реальным результатам и тенденциям. Шаги новой команды пока не вскрыли особой креативности и инновационности в подходах. Объективности ради отмечу наведение порядка в сфере аукционов по реализации украинской нефти и пресечение оптимизации акцизного сбора путем выпуска компонентов бензина в Кременчуге (законопроект №6337 ожидает подписи президента Януковича).
Однако наряду с этим сохраняется и даже увеличивается масштаб откровенно отдающих коррупционным душком аукционов по реализации сжиженного газа госкомпаниями в пользу частных структур. Появляются вопросы относительно эффективного распределения другой продукции этих компаний. Хорошо просматривается желание увеличить давление на участников рынка нефтепродуктов, усилить административное воздействие на рынок путем введения дополнительных патентов и лицензий. Не нужно много ума, чтобы обложить бизнес новыми налогами и дополнительно его зарегулировать, сложнее использовать имеющиеся резервы государственной машины и опыт соседних стран по развитию нефтеперерабатывающей отрасли и системы нефтепродуктообеспечения.
Сергей КУЮН, директор ООО «Консалтинговая группа А-95»
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти