У початок

Чтоб да, так нет: фактчек интервью Игоря Коломойского «Цензору»


Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95»

Недавно лидер группы «Приват» Игорь Коломойский дал интервью Юрию Бутусову, главреду сайта «Цензор». На мой взгляд, это самый интересный разговор среди множества журналистских попыток за последние 8 месяцев, в течение которых Игорь Валерьевич раздал интервью больше, чем за всю жизнь до этого. Мне понравилось потому, что наконец-то много внимания было уделено экономике и топливному рынку в частности. Однако качество оглашенной информации не дало возможности просто перевернуть эту страницу, в связи с чем я решил прокомментировать особо режущие слух фразы. Анализ высказываний лидера группы «Приват» позволяет в целом оценить качество риторики Игоря Валерьевича, его манеры общения и информированности.

Первая и вторая части интервью доступны по ссылке.

 

Цитата: Вот наша группа нефть добывает, продает по 500 долларов за тонну, и платим ренту 28–30%, то есть 150 долларов с тонны — все правильно, наполняем бюджет, потому что используем природные богатства страны.

Комментарий: Все так. Но не всегда. В августе 2014 года и по лето 2015 года «Укрнафта» по неизвестным причинам перестала платить рентную плату, накопив к середине 2015 года долг в 8 млрд грн. Особенно непонятно, зачем надо было останавливать бюджетные платежи в то время, когда  случился Иловайск…

На сегодня долг «Укрнафты» за счет пени и штрафов вырос свыше 32 млрд грн и является крупнейшим в стране. По последним данным, И.Коломойский еще не решил, согласится ли он на погашение этого долга.

 

Цитата: Сейчас Иванчук еще контрабанду делает через свой завод в Калуше — тоже на Венгрию, он пробил себе льготы в прошлом году на беспошлинные поставки якобы для переработки.

Комментарий: Речь идет о крупнейшем нефтехимическом заводе «Карпатнефтехим», который был запущен в 2017 году после длительного простоя. Несколько тысяч людей вернулись на работу. Льготы, о которых говорит Коломойский, это освобождение от акциза сырья — сжиженного газа, прямогонного бензина и дизтоплива, которое используется не для конечного потребления, а для переработки с дальнейшим выпуском этилена — исходника для широкого спектра нефтехимической продукции, выпускаемой здесь же, в Калуше. Назвать это льготой нельзя, нигде в мире сырье не облагается акцизом, это элементарное условие для работы этого предприятия. Если добавить акциз, продукция попросту будет неконкурентоспособной.

О какой контрабанде идет речь, не понимаю. В незапамятные времена завод действительно экспортировал этилен в Венгрию, там даже есть этиленопровод, но этой схемы нет уже давно. Действительно, рынок переживал по поводу возможных злоупотреблений с безакцизным сырьем, но за два года не было ни единого шороха по поводу нецелевого использования сырья, да и любая утечка в рынок сразу же была бы выявлена. Сильно возбудился тогда и «Приват», «плюсы» начали бомбить «Карпатнефтехим», увязав его с поставками дизтоплива по «дизельному» нефтепродуктопроводу из России. По словам моих источников, в ответ на это менеджмент завода предложил Игорю Валерьевичу проинспектировать предприятие. В Калуш выехала группа спецов с «Укртатнафты», «Нефтехимика Прикарпатья» и «Галичины» (все принадлежат «Привату»). Возглавил экспедицию «буковельский» нардеп Шевченко. За несколько дней работы группа вернулась, не выявив никаких возможностей для «утечки» продукта. А сегодня нефтеперевалочный терминал Коломойского в Черноморске еще и неплохо зарабатывает на «Карпатнефтехиме»: после российского эмбарго на поставки некоторых нефтепродуктов в Украину предприятие было вынуждено переориентироваться на импорт прямогонного бензина по морю. Ежемесячно заходит около 50 тыс. т, на чем «Приват» зарабатывает минимум $750 тыс. За год будет 9 млн баксов. Зачем Коломойский обвиняет предприятие в контрабанде, непонятно.

 

Цитата: По Николаеву — там фирма Адамовского, дело ведет налоговая милиция, декларировали масло, завезли дизель, так что пусть платят налоги.

Комментарий: Речь о «Трейд Коммодити». По всем заводским и транспортным документам, которые в том числе предоставил и международный трейдер Coral Energy, в Николаев пришло базовое масло SN 150. Как это масло будет использовано в дальнейшем — для производства товарного продукта (добавляется пакет присадок) или для смешения с дизтопливом — это уже второй вопрос, а пока с точки зрения закона, который так уважает в своем интервью г-н Коломойский, держать этот товар нет никаких оснований.

По понятным причинам, выступающий умолчал об одной интересной детали: «Приват» непосредственно курирует блокировку Николаевского порта с маслом «Трейд Коммодити». Источники в Днепре говорят, что занимается этим Святослав Олейник, член команды губернатора Коломойского. Дело ведут налоговики из Днепра, которые оперативно «переобулись» после выборов. В целом «Приват» объявил «Трейд Коммодити» открытую войну, добившись демонтажа одной АЗС в Днепре и продолжая копать под всю сеть SKY.

 

Цитата: Медведчук также на Венгрию контрабанду делал, продавая через трубу в Новограде-Волынском топливо — примерно 10% от общего объема поставок в Украину. Это давало ему на одной этой схеме примерно 8–10 миллионов долларов в месяц.

Комментарий: Указанные 10% от объема это 15–20 тыс. т в месяц. Это очень много, чтобы незаметно выплеснуть на рынок. Данные о таможенном оформлении дизтоплива по трубопроводу полностью совпадают с данными белорусских и российских операторов нефтепродуктопроводов о физической прокачке продукта в Украину. В системе задействованы международные трейдеры и сюрвейры, отчитывающиеся напрямую перед европейскими банками, которые финансируют эти поставки. Любой намек на «контрабас» мгновенно привел бы к остановке проекта, который по объему в 10 раз больше. Есть ли смысл так рисковать? На мой взгляд, крайне сомнительно и главным образом из-за пристального внимания европейских участников.

Можно подойти к вопросу и по-другому. Контрабанда 15–20 тыс. т означает заработок около 140–185 млн грн в месяц на акцизе и НДС: акциз — 167 евро/т, НДС — около 143 евро/т (при цене на границе в среднем $600/т). Это не $8–10 млн, но не в этом суть. В августе на трубопроводные поставки была введена пошлина в размере около 625 грн/т, т.е. чтобы сохранить объем импорта нужно было продотировать около 85–112 млн грн. Доходы от «контрабаса» это позволяли  бы сделать с лихвой. Но труба с 1 августа остановилась. Надо понимать, какой-то сверхмаржи там не было. А вот в чем реально прав Игорь Валерьевич, так это в том, что цена (а точнее премия к мировой цене) выросла, а допналогов казна не получила.

 

Цитата: ОККО баловалось контрабандой, ВОГ баловался сильно, но мы с ними переговорили, они прекратили этой ерундой заниматься, сейчас все закупают на Кременчуге.

Комментарий: Еще одно малопонятное заявление, основанное неизвестно на чем. Объемы импортных поставок и закупок этими сетями на внутреннем рынке полностью коррелируются с объемами продаж через розничную сеть и оптовые каналы. В случае с ОККО это проверить проще — компания подробно отчитывается перед акционерами и банками. WOG — структура непубличная, с ней сложнее. Но достаточно сказать, что купленный в Беларуси, Литве или Польше бензин или ДТ в целом сложно «проконтрабасить», так как поставки идут с присутствием представителей грузоотправителей. Ну и в целом — с 2015 года оснований для утверждений о системной и массовой контрабанде топлива нет.

Действительно, начиная с прошлого года, WOG сильно нарастил закупки в Кременчуге, но причиной этого стал не отказ от какого-то «контрабаса», а предоставление отсрочек и более низких цен поставщиками кременчугских нефтепродуктов.

ОККО закупает у «Укртатнафты» бензин лишь эпизодически, в течение последних двух лет также были закупки арктического дизтоплива и авиакеросина. Больше бензина ОККО закупает у государственной «Укргаздобычи».

 

Цитата: Кременчугский НПЗ также в собственности государства, и загружая его работой государство действует в своих интересах.

Комментарий: В «Укртатнафте» 43% акций действительно принадлежит НАК «Нафтогаз Украины». Только на этом участие государства в предприятии заканчивается. С 2007 года оперативный контроль полностью принадлежит «Привату», последнее собрание акционеров было в 2010 году, завод убыточный все эти годы, дивидендов нет. Так что эффект для государства от работы «Укртатнафты» весьма призрачный.

 

Цитата. Да, потому что Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, единственный оставшийся НПЗ не под контролем русских, с 2008 года начал работать не на русской нефти. Помните, «Лукойл» орал, что ему далеко возить нефть на свой одесский завод, невыгодно и завод остановится из-за плохого Коломойского?

Комментарий: Дело в том, что завод действительно остановился после того, как в 2009 году ставленник «Привата» в государственной нефтетранспортной компании «Укртранснафта» Александр Лазорко принял решение реверсировать участок Приднепровских нефтепроводов Кременчуг–Одесса. По этому маршруту Одесский НПЗ получал нефть, но тогда по нему пошла «морская» нефть для Кременчуга. Но обидно другое: «морские» прокачки быстро остановились и в итоге заглох и Одесский НПЗ, и государственная труба. Как водится, за это никто не ответил. Притом что Лазорко тогда заявлял о подписании с поставщиками договора по принципу «качай или плати». Но денег госкомпания так и не увидела, что стало одним из эпизодов в обвинении против Лазорко в 2015 году, после чего он был вынужден покинуть страну.

 

Цитата: Ха! Кременчугский НПЗ не увели. Это государство вернуло себе имущество за невыполненные и неоплаченные инвестиционные обязательства.

Комментарий: В октябре 2007 года группа «Приват» и Александр Ярославский силовым образом, с участием охранных фирм и подразделений внутренних войск захватили «Укртатнафту» на основании решения Сумского суда о восстановлении в должности председателя правления Павла Овчаренко. На тот момент им суммарно принадлежало пару процентов акций НПЗ. Сопровождение операции осуществлял теперь уже легендарный Геннадий Корбан.

Пребывая под управлением двух партнеров, «Укртатнафта» в украинских судах оспорила свою эмиссию акций, которые были выпущены под татарстанских акционеров. Эти акции были выставлены на конкурс, но НАК «Нафтогаз Украины», имевший приоритетное право на их выкуп как крупнейший акционер, и имевший возможность оформить полный контроль над предприятием, на конкурс почему-то не заявился и акции ушли в адрес Коломойского и Ярославского. Отметим, что на тот момент дела в НАКе по сути вел замглавы Игорь Диденко, бессрочно пребывая в статусе и.о. главы «Нафтогаза». Тогда он сначала галантно воздержался от выкупа акций (ну, мол, не успели, да и денег не было), а затем подписал доверенность на участие в собрании акционеров «Укртатнафты» зимой 2010 года, на котором представитель «Нафтогаза» проголосовал по всей повестке дня, подготовленной «Приватом», и тем самым легализовал новых владельцев акций. А в 2015 году выяснилось, что Диденко, Коломойский и Боголюбов являются совладельцами компании «Протон-21» — лаборатории электродинамических исследований.

«Татнефть» же подала на Украину в международный трибунал и на сегодня страна должна за рейдерский захват «Укртатнафты» более $140 млн. В свою очередь государство, владеющее 43% акций, с момента захвата НПЗ не имеет прав и участия в управлении крупнейшим НПЗ. Так что увели завод или нет и за чей счет, судите сами.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти